Click here to enter English version.    

  
   
Некоторые проблемы органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы
 
  
Г.А. Свердлык
доктор юридических наук, профессор,
председатель Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

В.Л. Нечуй-Ветер
заместитель председателя Научно-практического совета,
директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности
 
  
     Наружная реклама является одним из средств продвижения товара к рынку. Статья 14 Закона Российской Федерации "О рекламе" определяет, что распространение наружной рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с рядом компетентных органов (управление автомобильных дорог, управление железными дорогами и т.п.).
     Федеральное законодательство наделяет органы местного самоуправления компетенцией самостоятельно решать некоторые вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.
     Анализируя нормы Федерального законодательства, можно выделить три основных задачи касающиеся особенностей распространения наружной рекламы и относящиеся к компетенции органов местного самоуправления: 1) установление единых требований к средствам наружной рекламы в пределах территории городов и сельских поселений; 2) контроль за размещением и эксплуатацией средств наружной рекламы; 3) определение порядка и условий использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы.
     Решение этих вопросов, в зависимости от того, как это исполнено тем или иным органом местного самоуправления, характеризует особенности распространения наружной рекламы в соответствующих городах и сельских поселениях.
     Увеличение количества средств наружной рекламы стабильного территориального размещения и их техническое состояние приводит к тому, что современная наружная реклама стала одним из существенных факторов, влияющих на внешний облик муниципальных образований. Сложные строительные конструкции и технологии, используемые при распространении наружной рекламы, объективно повышают степень гражданских рисков, наступающих при изготовлении и эксплуатации средств наружной рекламы, что в свою очередь обязывает орган местного самоуправления предпринимать необходимые административные и иные меры к обеспечению безопасности граждан, населяющих город или сельское поселение.
     Федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области наружной рекламы отнесены следующие вопросы:
      - введение дополнительных требований к проектированию, строительству и размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ);
      - выдача разрешений на распространение наружной рекламы (п. 2 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - согласование разрешения с территориальными подразделениями ГИБДД МВД РФ (ч. 2 п. 2 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - определение мест распространения наружной рекламы ( по смыслу ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - контроль за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения; (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - взимание платы в порядке и размерах, установленных соответствующим органом местного самоуправления, за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - предоставление рекламораспространителям права на возмездное использование объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы (п. 3 ст. 14 Закона "О рекламе");
      - использование 5 процентов площади средств наружной рекламы, распространяемой на объектах муниципальной собственности, под социальную рекламу (ч. 2 п. 3 ст. 18 Закона "О рекламе").
     Осуществление вышеуказанных полномочий возможно лишь через учреждение соответствующего органа местного самоуправления для самостоятельного решения следующих задач:
      - определение мест распространения наружной рекламы совместно с соответствующей организацией осуществляющей архитектурно-технический надзор;
      - согласование разрешения с территориальными подразделениями ГИБДД МВД РФ;
      - выдача разрешений на распространение наружной рекламы;
      - взимание платы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы;
      - контроль за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения, совместно с организацией осуществляющей архитектурно-технический надзор;
      - предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы на возмездной основе, через уполномоченные предприятия (хозяйствующие субъекты);
      - учет средств наружной рекламы стабильного территориального размещения;
      - выявление фактов незаконной установки средств наружной рекламы, совместно с организацией, осуществляющей архитектурно-технический надзор;
      - принятие мер административного и гражданско-правового воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соблюдающим требования норм правовых актов принятых органом местного самоуправления, регулирующих отношения в области наружной рекламы;
      - использование 5 процентов площади средств наружной рекламы под социальную рекламу;
      - анализ эффективности действия принятых органом местного самоуправления правовых актов в области наружной рекламы;
      - внесение предложений по совершенствованию правовых актов органа местного самоуправления в области наружной рекламы;
      - представление интересов органа местного самоуправления по претензиям и искам, связанным с наружной рекламой;
      - предоставление информации по запросам компетентных органов, связанных с наружной рекламой.
     Из вышесказанного следует, что соответствующий орган местного самоуправления уполномоченный для решения этих задач должен иметь:
     1) соответствующие полномочия в области наружной рекламы;
     2) квалифицированный штат сотрудников, для осуществления собственных полномочий;
     3) денежные средства для оплаты фонда оплаты труда;
     4) материально-техническое обеспечение деятельности сотрудников уполномоченного органа.
     Опыт показывает, что некоторые органы местного самоуправления, например, г. Москвы, приняли ряд правовых актов с целью упорядочения отношений, связанных с введением единых технических требований к средствам наружной рекламы (См. Постановление Правительства Москвы № 442 от 18 мая 1999 года), а также возмездным использованием объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы на территории г. Москвы (См. Постановления Правительства Москвы №№ 866, 867 от 14 сентября 1999 года).
     Для решения ряда основных вопросов в области наружной рекламы Правительством Москвы учреждено соответствующее управление по делам наружной рекламы, информации и художественному оформлению города.
      Исходя из требований Федерального законодательства и сложившейся практики в области наружной рекламы на территории г. Москвы можно выделить некоторые вопросы, разрешенные органами местного самоуправления г. Москвы в неполном объеме. К числу таковых относятся:
     1) наделение необходимыми полномочиями в области наружной рекламы соответствующий орган местного самоуправления в пределах предусмотренных Федеральным законодательством;
     2) выдача разрешений на распространение наружной рекламы;
     3) согласование соответствующим органом местного самоуправления выдаваемых разрешений с территориальным подразделением ГИБДД МВД РФ;
     4) осуществление надлежащего контроля за размещением средств наружной рекламы на территории г. Москвы;
     5) принятие мер административного и гражданско-правового характера к нарушителям установленных органами местного самоуправления г. Москвы норм и правил;
     6) единообразное понимание применения уполномоченными предприятиями г. Москвы правовых актов принятых в области наружной рекламы на территории г. Москвы.
      Представляется, что для разрешения насущных проблем в области наружной рекламы на территории г. Москвы органам местного самоуправления необходимо принятие некоторых дополнительных правовых актов в целях совершенствования механизма правового регулирования соответствующих отношений.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru