Click here to enter English version.    

  
   

Выступление на межрегиональной конференции
"Городская реклама: проблемы и перспективы ее развития"
Москва, 27-29 октября 2000 года
 
  
В.Л. Нечуй-Ветер
заместитель председателя
Научно-практического совета,
директор Центра правовой поддержки рекламой деятельности
 
  
      Развитие рыночных отношений в экономике повлекло за собой появление новых отношений и совершенно новых условий в хозяйственной деятельности, отличных от существовавших в прошлом. Отмена административно-командной системы управления экономикой и пришедшая ей на смену свобода обращения товаров и услуг обусловили для производителей товаров и услуг необходимость распространения среди потребителей информации о своих товарах и услугах в виде рекламы и иных предложений, без которых невозможно обеспечить спрос и в итоге получить прибыль.
      Данное предназначение рекламы позволяет рассматривать распространение рекламной информации и возможные ограничительные требования, предъявляемые федеральным законодательством к рекламе, в связи с оборотоспособностью объектов гражданских прав лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
      Отношения, возникающие при производстве и распространении рекламы, по своей природе, являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются гражданским законодательством.
      Вместе с тем существует ряд нормативных актов, не относящихся к гражданскому законодательству, но существенно влияющих на характер отношений, возникающих при производстве и распространении рекламы. Это позволяет сделать вывод о том, что отношения в рекламе регулируются комплексом законодательных и иных правовых актов гражданского, административного, уголовного и муниципального права и образующих в своей совокупности единую, но вместе с тем неоднородную нормативную базу рекламного законодательства.
      Современное российское законодательство содержит большое количество многообразных правовых актов и документов, регламентирующих те или иные аспекты рекламных отношений. Все действующие на территории Российской Федерации законодательные и иные правовые акты и документы о рекламе можно условно разделить на следующие категории:
1) Федеральные законодательные акты,
2) Акты государственных органов исполнительной власти,
3) Разъяснения государственных органов исполнительной власти,
4) Акты органов местного самоуправления,
5) Акты органов саморегулирования в области рекламы,
6) Акты антимонопольного органа,
7) Акты судебной и судебно-арбитражной практики,
8) Межправительственные соглашения.
      Важнейшей из названных групп является группа законодательных, нормативных актов, состоящая из норм, содержащихся более чем в 30 федеральных законах. Такое количество законодательных актов обусловлено оборотоспособностью объектов, поскольку разные объекты гражданских прав предполагают различную оборотоспособность, в частности ограничение оборотоспообности оружия, наркотических и психотропных веществ. То же касается и, к примеру, трансплантированных органов. Такого рода факторы прежде всего влияют на появление и выход в свет тех или иных законодательных актов, ограничивающих рекламу.
      К компетенции федеральных законодательных органов отнесены вопросы регулирования гражданско-правовых отношений. Большое количество законодательных актов о рекламе обусловлено необходимостью правового регулирования отношений при производстве и распространении рекламы и направлено на решение четырех основных задач.
      Первой и главной задачей является установление отношений к рекламе и ее распространению. Правовая природа отношений, которые формируются при производстве и распространении рекламы, является договорной, и отношения, связанные с производством и распространением рекламы, регулируются договором, заключаемым субъектами рекламной деятельности на общих началах, определенных гражданским законодательством.
      В соответствии со смыслом ст. 437 ГК РФ под рекламой следует воспринимать действия, вызывающие оферту, т.е. когда в распространяемой рекламе содержатся некоторые из существенных условий, предстоящих к заключению договоров, являющихся предложением делать оферты.
      Иные цели рекламы указаны в ФЗ "О рекламе", который определяет рекламу как распространяемую информацию о товарах, идеях, услугах, и начинаниях, в силу которых и определяются требования к самому содержанию; как информацию об объектах, предлагаемых к продаже.
      Вторая - это установление общих требований к рекламе и специальных требований к рекламе отдельных видов товаров.
      Третья задача - это наделение соответствующего государственного органа функциями контроля за соблюдением законодательства о рекламе, принятию мер по пресечению рекламных правонарушений, а также ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.
      Что же касается органов местного самоуправления, то этот вопрос очень важен, поскольку в силу гражданского законодательства органы самоуправления являются такими же субъектами гражданского права. Осознание этой основы для осуществления определенной нормотворческой деятельности не всегда однозначно воспринимается субъектами рекламной деятельности и вызывает порой неправильное толкование тех или иных принятых органами местного самоуправления актов.
      В частности, в Москве за прошедшие два года был принят ряд важнейших правовых актов, которые воссоздают либеральную и равную для всех хозяйствующих субъектов систему, при которой публичность этих актов и открытость условий заключаемых договоров предопределяет возможность участия в этой деятельности любого из хозяйствующих субъектов, согласного на заключение договора на предложенных условиях.
      Следует отметить, что право на распространение рекламной информации выражается в свободе, т.е. в отсутствии запрета на распространение информации, о том что производится или продается. С другой стороны, распространение рекламы, помимо всего прочего, является одним из видов предпринимательской деятельности: это оказание услуг в области рекламы.
      Возможности по распространению рекламной информации с использованием средств наружной рекламы должны предоставляться всем хозяйствующим субъектам на равных условиях. Компетенция органов местного самоуправления в наружной рекламе определена ст. 14 ФЗ "О рекламе" и ст.60 Градостроительного кодекса. Последствием правильного и эффективного применения этих норм в конченом счете является внешний облик города или сельского поселения. При этом органы местного самоуправления призваны охранять публичные интересы, а субъекты рекламной деятельности преследуют частные интересы. Это противоречие объективно и в условиях несовершенства правовой базы может привести к таким неблагоприятным последствиям как утрата исторического облика города или сельского поселения, что недопустимо. В настоящее время в различных регионах существует различная нормативно-правовая база, регулирующая отношения, связанные с размещением средств наружной рекламы на территориях городов и сельских поселений, и это естественно. Совершенство правовых актов, принятых органами местного самоуправления в сфере наружной рекламы, возможно лишь при условии разумного учета публичных и частных интересов при их постановлении.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru