Click here to enter English version.    

  
   

Нормативные ограничения и запреты рекламы алкогольной продукции в Российской Федерации
 
  
В.Л. Нечуй-Ветер
директор Центра
правовой поддержки рекламой деятельности

А.М. Генералова
ведущий специалист Центра
правовой поддержки рекламой деятельности
 
  
      Необходимость в рекламе алкогольной продукции обусловлена прежде всего тем, что товаропроизводители и торгующие алкогольной продукцией организации в рекламе доводят до сведения потребителей информацию о своих товарах и призывают их таким образом к спросу.
      Закрепленные и гарантированные ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации 1 принцип свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также предоставленное ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право свободно передавать, производить и распространять информацию любым законным способом предоставили субъектам предпринимательства реальную возможность распространять в рекламе через средства массовой информации, либо с помощью других средств и способов, информацию о товарах и услугах.
___________________________________________
1 - См.: Российская газета. № 237. 25.12.1993.

      Результатом воздействия рекламы является возникновение определенных общественных отношений (рекламных отношений), связанных с имущественными и личными неимущественными правами граждан и юридических лиц, что вызывает необходимость в их правовом регулировании. В настоящее время в Российской Федерации приняты и действуют многочисленные правовые акты, регулирующие различные аспекты и элементы рекламных отношений1. Количество и многообразие законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе свидетельствует о внимании к рекламе со стороны государства и значении для общества такого социально-экономического явления как реклама.
      Важнейшим из нормативно-правовых актов, призванным непосредственно регулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 118-ФЗ «О рекламе»2 (далее по тексту – Закон «О рекламе»). Целями названного закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
___________________________________________
1 - См.: Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. // Отв. ред. д.ю.н., проф. Г.А. Свердлык – М., 2001.
2 - См.: Собрание законодательства РФ. 24.07.1995. № 30. Cт. 2864.

      Данный законодательный акт определил, что следует понимать под термином «реклама». Согласно ст. 2 Закона «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Исходя из содержания п. 5 ст. 1 Закона «О рекламе», в качестве рекламы следует рассматривать также любые объявления физических лиц, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
      Закон «О рекламе» помимо общих требований к рекламе содержит специальные правила в отношении распространения рекламы отдельных видов товаров.
      Предметом настоящего исследования являются нормы действующего федерального законодательства, устанавливающие ограничения и запреты рекламы алкогольной продукции на территории Российской Федерации. Ранее в юридической литературе высказывались суждения юристов по данному вопросу1. Однако, проблема правового регулирования отношений, связанных с рекламой алкогольной продукции, продолжает быть актуальной и по сей день. Например, вопрос о применении требований законодательства об обороте и рекламе алкогольной продукции к пиву.
      Пиво относится к пищевым продуктам и в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2 определяется как алкогольная продукция. Наряду с этим определение алкогольной продукции дано законодателем в ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»3. В связи с принятием данной нормы пиво исключено из перечня алкогольной продукции, и его оборот, в силу этой же нормы, должен регулироваться отдельным федеральным законом.
      Не позволяют дать однозначный ответ и различные классификаторы. Так, в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации4 пиво (товарная позиция 2203 группы 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус») относится к алкогольным напиткам. При этом в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-935 пиво представлено в виде продукции, отдельной от алкогольной.
___________________________________________
1 - См.: Е.В. Лисицын. Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции // Юрист. 1998. С. 13-17.
2 - См.: Собрание законодательства РФ. 10.01.2000. № 2. Ст. 150.
3 - См.: Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4553.
4 - См.: Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. № 830.
5 - См.: Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 301.

      Поскольку в настоящее время закон об обороте пива не принят, то все высказываемые по этому поводу суждения носят не более чем дискуссионный характер. Примером такой дискуссии можно считать, в том числе, и полемику, развернутую в средствах массовой информации, по поводу постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.12.2000 г. № 16 «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией»1.
      Возвращаясь к предмету, отметим, что в некоторых законодательных актах и актах судебно-арбитражной практики можно встретить термин «алкогольные напитки»2. Однако, определение такого понятия как «алкогольные напитки» в них не дается.
___________________________________________
1 - См.: Т. Смольякова. Надо чаще бодаться // Российская газета. 24.02.2001. № 41 (2653). С. 2.
2 - См., например: п.1 ст. 16 Закона «О рекламе», Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 1489/97 от 27.05.1997 г.

      Принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не содержит определения алкогольных напитков, но определяет такие понятия, как «алкогольная продукция» и «спиртные напитки». Согласно ст. 2 данного Закона алкогольная продукция – это пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. В свою очередь алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива). Спиртными напитками называется алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относящаяся к вину или пиву (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Используемый в Законе «О рекламе» термин «алкогольные напитки» хоть и не согласован с терминами, принятыми в ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», но не препятствует пониманию и применению положений Закона «О рекламе» в отношении рекламы алкогольной продукции.
      Введение ограничений на рекламу алкогольной продукции связано с выполнением государством возложенной на него социальной функции, направленной на улучшение жизни, укрепление здоровья населения, сохранение нравственных, культурных ценностей, защиту прав и законных интересов граждан, общественных интересов и т.д.1 Поскольку алкогольная продукция находится в свободном обращении, информация об алкогольной продукции содержится в рекламе. Это способствует формированию и поддержанию у населения интереса к данной продукции и дальнейшему ее приобретению, что в свою очередь может привести к большему потреблению алкогольной продукции. Такая гипотеза требует подтверждения глубокими социологическими исследованиями соотношений объема рекламы алкогольной продукции и количества потребления такой продукции на душу населения.
___________________________________________
1 - См.: ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации.

      Требования к рекламе алкогольной продукции можно для удобства разделить на две группы:
      1) Общие требования к рекламе алкогольной продукции:
      - реклама алкогольной продукции должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения (п. 1 ст. 5 Закона «О рекламе»);
      - на территории Российской Федерации реклама алкогольной продукции должна распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона «О рекламе»);
      - запрещено распространять недобросовестную, недостоверную, неэтичную, скрытую, заведомо ложную рекламу алкогольной продукции (ст.ст. 6-10 Закона «О рекламе»).
      2) Специальные требования к рекламе алкогольной продукции:
      а) Требования к содержанию рекламы:
      Реклама алкогольной продукции не должна:
      - содержать демонстрацию процессов потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»);
      - дискредитировать воздержание от употребления алкоголя, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя и представлять его высокое содержание в продукте как достоинство (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»);
      - обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних, и лиц в возрасте до 21 года (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»).
      б) Требования к распространению рекламы:
      Реклама алкогольной продукции не должна распространяться:
      - в телепрограммах (п. 2 ст. 33 Закона «О рекламе»);
      - в радиопрограммах с 7 до 22 часов местного времени (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»);
      - в любой форме в радиопередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»);
      - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»);
      - в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них (п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе»).
      Приведенные выше требования содержатся в специальном Законе «О рекламе».
      Кроме требований к рекламе алкогольной продукции, содержащихся в Законе «О рекламе», в действующем федеральном законодательстве встречаются нормы, содержащие дополнительные требования к рекламе алкогольной продукции.
      В частности, согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1 запрещается реклама алкогольной продукции во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.
___________________________________________
1 - См.: Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2206.

      В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
      Согласно ст. 3 Закона «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из этого федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Это означает, что нормы о рекламе, содержащиеся в других законах, должны соответствовать специальному Закону «О рекламе». Требования к рекламе алкогольной продукции, содержащиеся в приведенных нормах Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации и Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», приняты в противоречии с Законом «О рекламе», так как в нем ограничений, введенных на распространении рекламы алкогольной продукции указанными выше законодательными актами, не содержится. Следует отметить особо, что смысл п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» неясен, что вызывает ошибки при ее применении, в том числе, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе со стороны государства. Наиболее распространенная точка зрения по данному вопросу изложена в статье Ольги Елиной «Страсти по алкоголю»1. По мнению автора, основанному на высказываниях различных чиновников Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, пунктом 1 ст. 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 г. по делу № 5382/00 введен запрет на распространение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции путем указания на возможность распространения рекламы в местах производства и продаж такой продукции.
___________________________________________
1 - См.: О. Елина Страсти по алкоголю // Индустрия рекламы. 2002. № 1 (3). С. 8- 11.

      Что касается сотрудников МАП России и ТУ МАП по г. Москве и Московской области, то их мнение скорее надумано, чем основано на букве ст. 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», или продиктовано конъюнктурно-иерархическими соображениями интервьюированных лиц, нежели целями государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе. Заслуживающая внимания и уважения позиция ВАС РФ по делу № 5382/00 отражает точку зрения судебного органа не на ст. 17 указанного закона, а на обстоятельства конкретного спора между территориальным антимонопольным органом и одним из рекламораспространителей г. Санкт-Петербурга.
      Правовой анализ содержания данной нормы скорее позволяет прийти к выводу о ее бессмысленности, чем о возможности применения в соответствии с Законом о рекламе.
      По букве самой нормы реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции. Возможно, что законодатель таким образом ввел дополнительные ограничения к местам распространения рекламы по месту нахождения самой организации.
      Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Часть первая)1 место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. При данной посылке логичен вывод о том, что организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, ограничены в распространении рекламы своей продукции только по адресу в месте своего нахождения. Такое толкование находится в противоречии с конституционными принципами свободы экономической деятельности и единства экономического пространства Российской Федерации1. Кроме того, оговорка в самой норме о соблюдении требований Закона «О рекламе» вообще исключает возможность ее толкования как норму, запрещающую рекламу алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, так как Закон «О рекламе» такого ограничения не содержит.
___________________________________________
1 - См.: Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

      Аналогичный вывод можно сделать и о п. 3 ст. 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1. Данной нормой установлены ограничения на распространение рекламы алкогольной продукции во время трансляции физкультурно-оздоровительных и спортивных программ как в телевещании, так и в радиовещании. С 1 января 1996 года законодателем был введен запрет на рекламу алкогольной продукции в телевещании2. Что касается распространения рекламы алкогольной продукции в радиовещании, то Закон «О рекламе» содержит ограничение на распространении рекламы такого рода продукции лишь по времени, с 7 до 22 часов местного времени3. Следовательно, введенное п. 3 ст. 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дополнительное ограничение путем запрета рекламы алкогольной продукции в радиовещании противоречит специальному Закону «О рекламе», что не просто затрудняет, но и даже исключает возможность применения указанной нормы компетентными органами.
___________________________________________
1 - См.: ч. 1 ст. 8 Конституции РФ
2 - См.: п. 2 ст. 33 Закона «О рекламе».
3 - См.: п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе».

      Представленные в настоящей статье противоречия и дефекты норм федерального законодательства о рекламе алкогольной продукции должны быть устранены, так как могут отрицательно сказаться на развитии конкуренции на рынках алкогольной продукции Российской Федерации. Кроме этого рассмотренные авторами противоречия снижают эффективность норм специального Закона «О рекламе», что в свою очередь способствует произволу со стороны государства в лице федерального антимонопольного органа и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе1.
      Применение федеральным антимонопольным органом и судебными органами норм, находящихся в противоречии с нормами специального Закона «О рекламе», можно рассматривать как предпосылку к пересмотру концепции, положенной в основу структуры построения рекламного законодательства.
      В связи с тем, что законодатель вводит нормы о рекламе в законы, регламентирующие оборот отдельных видов товаров, в противоречии с нормами специального закона, логичным представляется постановка вопроса о целесообразности существования Закона «О рекламе» как самостоятельного нормативного акта. Поскольку одной из целей его принятия является предотвращение недобросовестной конкуренции, то возможной заменой специального Закона «О рекламе» могли бы быть принятые законодателем дополнения в Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2, так как запрещенную рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную и т.п.) можно считать одной из форм недобросовестной конкуренции3.
___________________________________________
1 - См.: П. Фадеев. Горькая настойка для Натальи Фонаревой. // Русский Фокус. 2001. № 31. С. 8.
2 - См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. ст. 499.
3 - См.: ст. 10 Закона «О конкуренции…».




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru