Click here to enter English version.    

  
   

АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
 
  
С.В. Малахов
кандидат юридических наук,
член Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

     Перечень актов, нормы которых могут регулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, установлен в статье 3 ФЗ "О рекламе" (см.: Собрание законодательства РФ. 24.07.1995. № 30. Ст. 2864). Наряду с федеральными законами, входящими в состав законодательства РФ о рекламе, в этот перечень включены и иные правовые акты, к числу которых отнесены указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в соответствии с ФЗ "О рекламе".
     В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 (см.: Собрание законодательства РФ. 22.05.2000. № 21. Ст. 2168), этими органами являются различные федеральные министерства, государственные комиссии РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Согласно приведенной выше норме ФЗ "О рекламе" все они вправе в пределах своей компетенции и в соответствии с самим указанным Законом принимать правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Однако, ФЗ "О рекламе" связывает возникновение и развитие тех или иных рекламных отношений непосредственно с выполнением функций лишь некоторыми из этих органов власти. Это позволяет определить, что в зависимости от связи с положениями ФЗ "О рекламе" можно выделить следующие группы актов федеральных органов исполнительной власти: 1) акты, принимаемые непосредственно во исполнение и/или в развитие норм ФЗ "О рекламе"; 2) акты, принимаемые непосредственно в развитие иных федеральных законов.
     С учетом исключительной важности финансовых отношений в области рекламы, представляется необходимым отдельно отметить наличие в последней группе большого количества актов, положения которых посвящены правовому регулированию рекламных отношений, возникающих и развивающихся в этой области. Таковыми, в частности, являются Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли общественного питания (утверждены Роскомторгом РФ от 20 апреля 1995 года № 1-550/32-2, согласованы Минфином РФ от 20 апреля 1995 года // Налоговый вестник. 1995. № 7); Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения (утверждены приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н // Российская газета. 04.05.2000. № 86) и т.д.
     Первая из определенных выше групп отношений, в свою очередь, может быть разделена на две подгруппы. Положив в основу классификации различие в функциях, осуществляя которые государственные органы исполнительной власти принимают рассматриваемые акты, можно выделить: 1) акты органов, контролирующих соответствие рекламы требованиям ФЗ "О рекламе" в процессе ее производства и распространения, и 2) акты органов, на которые возложены функции согласования и разрешения размещения и распространения рекламы, а также контроля за ее состоянием.
     Первую подгруппу образуют акты федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), который согласно статье 26 ФЗ "О рекламе" в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 года № 793 (см.: Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3756). Именно это Министерство как уполномоченное осуществлять функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции (см. п. 1 Положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики, вправе предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами, осуществлять иные контрольные функции и принимать соответствующие акты в области рекламы.
     Другую подгруппу образуют акты иных государственных органов исполнительной власти, с разрешительными действиями которых связано развитие рекламных отношений. В качестве примера таковых можно назвать акты органов, обеспечивающих безопасность движения на различных транспортных магистралях.
     В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве транспорта РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года № 1038 // Собрание законодательства РФ. 15.01.2001. № 3. Ст. 235) одной из основных задач Министерства являются государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного функционирования транспортного комплекса. В соответствии же с подп. 15 п. 9 этого же Положения Министерство транспорта России вправе согласовывать в установленном порядке планы размещения наружной рекламы в полосе отвода внутренних водных путей и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования, подъездных железнодорожных путей, в зонах действия аэропортов, объектов аэронавигации, морских торговых и речных портов, других объектов транспортного комплекса.
     Схожие функции возложены ФЗ "О рекламе" и на органы управления железными дорогами. Так, в соответствии со статьей 14 Закона на них возлагается функция согласования разрешения на распространение наружной рекламы в полосе отвода железных дорог. Утвержденным приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах отвода железных дорог (см.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 16.08.1999. № 33) (п. 11) в пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством РФ, наружную рекламу юридических и физических лиц. При этом функция проверки состояния такой рекламы возлагается на железные дороги.
     Дополнительные функции по согласованию размещения наружной рекламы были возложены вышеназванным Законом также и на органы, чья непосредственная деятельность направлена на обеспечение безопасности на автомобильных дорогах и улицах различных поселений. Так, статьями 14 и 15 ФЗ "О рекламе" дополнительные функции по выдаче разрешений на размещение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог и на улицах городских и сельских поселений, а также по ограничению и запрещению распространения рекламы на автомототранспортных средствах были возложены на Государственную автомобильную инспекцию (ныне - ГИБДД). Во исполнение приведенных положений Главным управлением ГАИ МВД России были подготовлены "Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и "Временные требования к размещению рекламы на автомототранспортных средствах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Положениями названных актов Главное управление ГАИ МВД России, в пределах своей компетенции и осуществляя возложенные на него функции, определило требования к распространению рекламы на улично-дорожной сети и порядок согласования мест такого распространения, а также требования к размещению рекламы на автомототранспортных средствах и порядок осуществления контроля за таким размещением. Также 7 июля 1998 года приказом МВД РФ № 410 была утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах.
     Рассматриваемыми актами органов исполнительной власти о рекламе регулируются различные отношения, участниками которых являются субъекты рекламной деятельности. Следствием этого стало то, что нормы актов относятся к различным отраслям права - финансового (например, Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552), административного (например, Указание МВД РФ "О реализации закона РФ "О рекламе"" от 14 сентября 1995 года № 1/4377) и т.д. Иными словами, классификация этих актов может быть проведена на основании отнесения их к той или иной отрасли права. Включение же в настоящий раздел актов различных отраслей права обусловливается тем, что все они представляют собой единый нормативный массив, достаточно детально регулирующий связанные с рекламой отношения в соответствии с рамочными правилами, установленными ФЗ "О рекламе" и иными федеральными законами.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru