Click here to enter English version.    

  
   

АКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
 
  
Г.А. Свердлык
доктор юридических наук,
профессор, председатель
Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

В.Л. Нечуй-Ветер
заместитель председателя
Научно-практического совета,
директор
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

В.П. Акимов
кандидат юридических наук,
член Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

     Право федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) издавать правовые акты и документы о рекламе обусловлено необходимостью осуществления функций, предоставленных федеральным законодательством государственному органу исполнительной власти по осуществлению государственного контроля в области рекламы.
     Круг полномочий федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) образуют его компетенция на совершение в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей определенных "санкционных" действий, а также другие права федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), его сотрудников и должностных лиц.
     В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы): 1) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; 2) направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; 3) направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; 4) направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
     В процессе осуществления своих полномочий федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе:
      - требовать от рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей предоставления достоверных документов, объяснений в устной и письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иной информации, необходимой для осуществления предусмотренных ФЗ "О рекламе" полномочий (ст. 24);
      - предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга лиц потребителей рекламы, в связи с нарушениями рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой (п. 2 ст. 26 ФЗ "О рекламе");
      - заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими прав и обычаев рекламной практики (п. 4 ст. 26 ФЗ "О рекламе");
      - принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения контррекламы (п. 2 ст. 29 ФЗ "О рекламе");
      - принимать решения о замене средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы (ч. 2 п. 3 ст. 29 ФЗ "О рекламе");
      - налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы (п. 3 ст. 31 ФЗ "О рекламе");
      - налагать административные взыскания в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц хозяйствующих субъектов за непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) документов либо иной информации, необходимых для осуществления их законной деятельности (ст. 1571 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях);
      - налагать административные взыскания в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц хозяйствующего субъекта за неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа (ст. 1572 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
     В соответствии со ст. 27 ФЗ "О рекламе" сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на него контрольно-надзорных функций за соблюдением законодательства о рекламе наделены правом беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
     Из приведенных выше норм действующего федерального законодательства можно установить объект и субъектный состав отношений по государственному контролю в области рекламы. Объектом государственного контроля в области рекламы являются отношения, связанные с осуществлением федеральным антимонопольным органом контрольно-надзорных функций в процессе производства и распространения рекламы. Субъектами названных отношений являются:
      1) федеральный антимонопольный орган;
      2) его территориальные органы;
      3) должностные лица федерального антимонопольного органа (его территориальных органов);
      4) сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов);
      5) рекламодатели;
      6) рекламопроизводители;
      7) рекламораспространители;
      8) должностные лица хозяйствующих субъектов рекламной деятельности.
     Отношения по государственному контролю в области рекламы носят административный характер. Подтверждению правильности такого вывода служит прямое указание на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) в ст. 2244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в числе органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1552, 1571 названного Кодекса. Следовательно, орган, осуществляющий государственный контроль в области рекламы, можно считать административным органом.
     Как и любой другой административный орган, федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), осуществляющий контроль в области рекламы, вправе издавать акты, установленные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. К числу таких актов относятся: 1) протокол (постановление) об административном правонарушении (ст. 234); 2) постановление о наложении административного взыскания (п. 1 ст. 262); 3) постановление о прекращении дела производством (п. 2 ст. 262). Кроме того, федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе издавать акты, предусмотренные ФЗ "О рекламе", а именно: 1) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы (по смыслу ч. 2 п. 1 ст. 26); 2) решения о замене средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы (ч. 2 п. 3 ст. 29).
     Все вышеперечисленные акты являются разновидностями ненормативных (индивидуальных нормативных) актов и могут быть обжалованы в арбитражном суде по месту нахождения издавшего их федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
     В настоящее время полномочиями федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) по осуществлению государственного контроля в области рекламы наделено Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и его территориальные управления. Представленные в настоящем сборнике документы МАП России приняты им в процессе осуществления государственного контроля в области рекламы. В содержании этих документов выражено понимание и представление МАП России о своей собственной контрольной миссии, смысле норм материального и процессуального права. Несмотря на все сомнения в нормативности такого документа МАП России, как Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, именно этим Порядком руководствуются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители, когда готовятся к рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, возбужденного в отношении них МАП России, в силу добросовестного заблуждения воспринимают этот документ как акт компетентного федерального органа исполнительной власти, определяющий их права и обязанности в этой сфере.
     В заключение хочется отметить, что компетенция федерального антимонопольного органа (территориального органа) по государственному контролю в области рекламы отражена в ФЗ "О рекламе" не вполне четко, поскольку есть явно неудачные формулировки (например, задачи по предупреждению и пресечению названы полномочиями) или попросту "мертвые" нормы (например, п. 2 ст. 31), что не может способствовать эффективности государственного контроля в области рекламы. Может быть, именно такие и подобные дефекты, допущенные федеральным законодателем, позволяют МАП России издавать различного рода сомнительные документы и в последствии руководствоваться своими собственными незаконными предписаниями, совершая при этом действия, граничащие с произволом. Такими могут быть квалифицированы действия МАП России в соответствии с приведенным в сборнике Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот "порядок рассмотрения… по признакам нарушения…", не говоря уже о крайне неудачном названии, заключающем в себе какую-то каламбурность, далек от принципа законности. Свидетельством чего является, в частности, и то, что этот так называемый Порядок выходит далеко за пределы предписанных им процедуры и сроков рассмотрения дел. Войдя в историю современного российского законодательства как яркий образец анахронизма он, на наш взгляд, подлежит незамедлительной отмене и замене его актом, разработанным и принятым компетентными органами.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru