Click here to enter English version.    

  
   

РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
 
  
Э.Л. Страунинг
кандидат юридических наук,
член Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

     В последние годы было принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих те или иные аспекты осуществления рекламной деятельности. Несогласованность таких актов между собой, а также с иными нормативными актами обусловила необходимость их толкования. Разъяснения государственных органов исполнительной власти следует рассматривать в качестве одного из видов официального толкования.
     В этой связи основным вопросом, требующим понимания, является вопрос о статусе таких разъяснений. Прежде всего следует отметить, что разъяснения государственных органов исполнительной власти по вопросам осуществления рекламной деятельности не обладают необходимыми признаками нормативных правовых актов по следующим основаниям.
     Во-первых, деятельность в сфере рекламы регулируется различными видами законодательства (гражданским, налоговым и пр.). Вместе с тем вопрос о пределах участия государственных органов исполнительной власти в регулировании соответствующих отношений решается везде аналогично. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") государственные органы исполнительной власти могут издавать свои нормативные правовые акты в соответствии с Законом "О рекламе". Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В ней уточняется, что акты государственных органов исполнительной власти могут издаваться в случае и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Иными словами, основанием для издания государственным органом исполнительной власти того или иного акта (в том числе разъясняющего) должно быть прямое указание на возможность его издания в законе или ином правовом акте.
     Во-вторых, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 3895; 1997. № 50. Ст. 5689; 1998. № 47. Ст. 5771; 1999. № 8. Ст. 1026) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Следовательно, разъяснения, письма, телеграммы, рекомендации, указания не являются нормативными правовыми актами.
     В-третьих, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и последующему официальному опубликованию.
     Как уже указывалось, отношения в сфере рекламной деятельности являются объектом регулирования различных видов законодательства. Это предопределило и неоднородность разъяснений таких органов по вопросам производства, размещения и распространения рекламы. Ведущее место среди прочих занимают разъяснения по вопросам налогообложения в сфере рекламы. Среди них можно выделить разъяснения порядка исчисления и уплаты налога на рекламу (например, письмо Госналогслужбы РФ от 3 февраля 1993 г. № ВЗ-6-04/62 "О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах"), а также применения льгот по рекламной продукции (например, письмо Госналогслужбы РФ от 7 июня 1996 г. № ПВ-6-03/393 "Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции") и др.
     Зачастую в правоприменительной деятельности судов возникает вопрос: "Каким же образом относиться к подобным разъяснениям государственных органов исполнительной власти, может ли суд руководствоваться ими при разрешении конкретного спора?".
     Часть 2 ст. 4 НК РФ содержит положение, согласно которому Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции, методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
     Высший Арбитражный Суд РФ, в свою очередь, в п. 6 приложения к письму от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-373 "Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства" указал, что рекомендации и разъяснения не являются нормативными актами и не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. При разрешении споров данные документы оцениваются арбитражными судами наряду с другими материалами по делу (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. № 8). Данный подход распространим и на разъяснения иных государственных органов исполнительной власти.
     В заключение следует подчеркнуть, что разъяснения государственных органов исполнительной власти не должны подменять собой рекламного законодательства. Их функция - содействие единообразному применению правовых норм подчиненными таким органам структурами.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru