Click here to enter English version.    

  
   

АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
  
В.Л. Нечуй-Ветер
заместитель председателя
Научно-практического совета, директор
Центра правовой поддержки рекламной деятельности

     Органы местного самоуправления компетентны в принятии различных нормативных и ненормативных (индивидуальных нормативных) правовых актов, связанных с распространением наружной рекламы на территории городов и сельских поселений (см.: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Компетенция органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы // Российская юстиция. № 1. 2001).
     Приведенные в сборнике нормативные правовые акты представляют лишь часть из большого количества различных правовых актов, принятых и действующих в муниципальных образованиях Российской Федерации в настоящее время. На взгляд составителей сборника, правовые акты города Москвы наиболее наглядно отражают регулирование общественных отношений в области наружной рекламы, поскольку на протяжении последних 10 лет, а этот вывод можно сделать из ряда фактов, в том числе и из количества принятых в Москве правовых актов (более 50), органы власти города уделяли большое внимание развитию наружной рекламы и информации на территории города Москвы, что привело не только к развитию экономических отношений сферы рекламных услуг на рынке наружной рекламы, но и породило потребность в совершенствовании существующих и разработке новых правовых актов, регулирующих деятельность субъектов названных отношений.
     Отношения, связанные с распространением наружной рекламы на территории Москвы, подвергнутые правовому регулированию органами исполнительной власти города, по своей юридической природе неоднородны. Вероятно, именно поэтому принятие правовых актов о распространении наружной рекламы и их отдельные положения вызывают споры о пределах компетенции органов исполнительной власти города Москвы в вопросах наружной рекламы и в сфере применения действующих правовых актов, а также субъектах, для которых те или иные положения правовых актов носят нормативно-обязывающий характер.
     В настоящем сборнике приведены важнейшие судебные постановления (с. 57, 222), правовой анализ которых позволяет определить предмет правового регулирования в наружной рекламе. К предмету правового регулирования актами органов местного самоуправления можно отнести следующий ряд общественных отношений: 1) отношения, возникающие при определении мест, предназначенных для распространения рекламы в пределах границ муниципальных образований; 2) отношения, связанные с размещением средств наружной рекламы и информации на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также 3) отношения по контролю со стороны органов местного самоуправления за состоянием размещенных на территории городов и сельских поселений средств наружной рекламы.
     Названные выше отношения имеют свой субъектный состав, особенностью которого можно считать участие в этих отношениях публичного образования (органов местного самоуправления), несмотря на то, что отношения по распространению наружной рекламы носят частно-правовой характер. Наряду с ними, участниками перечисленных выше отношений являются юридические и физические лица, владельцы средств наружной рекламы (рекламораспространители) и собственники или обладатели иных вещных прав на имущество, предоставленное ими под размещение средств наружной рекламы. В силу ст. 14 ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления наделены властными полномочиями, они выдают разрешения на распространение наружной рекламы и согласовывают их с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Одновременно в соответствии со ст. 2, 124 ГК РФ органы местного самоуправления, являясь субъектами гражданского права, могут возмездно предоставлять муниципальную собственность для размещения средств наружной рекламы. Совмещение властных полномочий органа местного самоуправления и прав такого органа как субъекта гражданских прав на практике должно использоваться как эффективное средство сочетания публичных и частных интересов в области наружной рекламы. В зависимости от уровня развития экономических отношений органы местного самоуправления стремятся к тому, чтобы правовые отношения по распространению наружной рекламы были стабильными. С этой целью, в частности, в городе Москве предпринята попытка принятия правового акта преимущественного значения в виде закона города Москвы "О распространении наружной рекламы и информации в городе Москве".
     Представленные в сборнике Правила размещения средств наружной рекламы в Москве содержат положения, устанавливающие определенные организационные требования как к городским организациям, так и к рекламораспространителям в связи с размещением на территории города Москвы средств наружной рекламы, а также технические требования, предъявляемые к конструкциям данного типа. Принятие такого универсального правового акта свидетельствует о намерении органов исполнительной власти города создать механизм эффективного воздействия на процессы распространения наружной рекламы, а также получения доходов в городскую казну от использования муниципальной собственности при размещении (установке) средств наружной рекламы.
     Нормативные акты органов местного самоуправления могут содержать условия предоставления объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы и информации на территории муниципального образования. К таким объектам относятся земля, здания, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, муниципальный транспорт и т.д. Отношения по использованию муниципальной собственности носят гражданско-правовой характер и возникают на основании договоров, заключаемых уполномоченными организациями публичных образований с рекламораспространителями.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru