Click here to enter English version.    

  
   

Выступление на межрегиональной конференции
"Городская реклама: проблемы и перспективы ее развития"
Москва, 27-29 октября 2000 года
 
  
Г.А. Свердлык
доктор юридических наук, профессор,
председатель Научно-практического совета
Центра правовой поддержки рекламной деятельности
 
  
     Реклама, как значимая социально-экономическая проблема, нуждается в правовом регулировании. Каждое социально-экономическое явление следует закону собственного развития и развития нашей жизни, следовательно, оно мобильно. Закон же статичен, и догма закона, по сложившейся традиции, всегда отстает от реально складывающегося социально-экономического развития. В силу этих объективных причин возникает потребность в совершенствовании этого правового регулирования. В этой связи я и хотел бы в своем выступлении коснуться некоторых проблем совершенствования законодательства о рекламе.
     Объективно существующая проблема совершенствования законодательного регулирования рекламных отношений не просто привнесена юристами, она существует и развивается по своим собственным законам. С этой точки зрения принятый в 1995 году Федеральный Закон "О рекламе" и признанный компетентными лицами эффективным нормативным актом за последние 5 лет значительно устарел и уже не столь эффективно регулирует изменившиеся социально-экономические отношения.
     Прежде всего, я бы хотел затронуть проблему совершенствования самого закона, поскольку нельзя вести речь только о совершенствовании законодательства субъектов федерации в отрыве от федерального законодательства. Во 2 статье Федерального Закона Российской Федерации "О рекламе" дается известное понятие рекламы: это "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний"'. Естественно, возникает вопрос о юридической природе рекламы, ведь далеко не каждая информация - реклама. Это предложение заключать договоры, т.е. оферты, или вызов на оферты?
     В этой части изначально было заложено неудачное определение понятия рекламы, так как оно не согласуется с рядом положений, содержащихся в федеральных законодательных актах, в частности, в Законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, в Законе "О защите прав потребителей", а также в Гражданском Кодексе. Ведь статья 437 ГК РФ определяет, что реклама - это предложение делать оферты.
     Второй момент в вопросе совершенствования рекламного законодательства - это соотношение компетенции Антимонопольного органа в Российской Федерации - МАП и Федерального Закона "О рекламе".
     В частности, в статье 26 Федерального Закона "О рекламе" сказано, что Федеральный антимонопольный орган Российской Федерации - МАП и его территориальные органы на местах имеют право осуществлять контроль над деятельностью рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Как это в реальной действительности реализуется? Некоторые чиновники МАП полагают, что они вправе осуществлять контроль над всем рекламным рынком.
     В Москве существуют государственные унитарные предприятия, ГУП, которые заключают договоры на распространение наружной рекламы. С позиции МАПа эти государственные унитарные предприятия нарушают законодательство о рекламе. ГУП не являются субъектами рекламной деятельности, так как они не выступают ни рекламодателями, ни рекламопроизводителями, ни рекламораспространителями.
     Чтобы устранить незаконные предписания МАП, пришлось обращаться в Московский Арбитражный Суд первой и второй инстанций, проводя идею понимания субъекта рекламной деятельности и того, на кого распространяются контрольно-надзорные функции МАПа.
     Что касается совершенствования законодательства субъектов федерации, то речь идет, прежде всего, об отдельных постановлениях Правительства Москвы. Законодательство хорошее и делали его компетентные, знающие люди. Однако не всегда корректное употребление правовой терминологии в постановлениях Правительства Москвы вызывает ряд нареканий, как со стороны контролирующего органа, так и со стороны иных субъектов и судебных органов.
     Постановления Правительства Москвы № 866 "Об утверждении размера оплаты за право долгосрочного размещения средств наружной рекламы в г. Москве и порядке ее распределения" и № 867 "Об утверждении размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы и рекламы на транспорте в городе Москве". Оба Постановления приняты 14 сентября 1999 г. Эти Постановления и вызывают критику, так как есть некоторые субъекты, которых эти Постановления просто не устраивают. Мы также сталкивались с необоснованными и некомпетентными заявлениями, когда ставится под сомнение само право Правительства Москвы принимать подобного рода акты.
     Конституция Российской Федерации, Устав г. Москвы и Федеральный Закон "О рекламе", а также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности ст. № 3 Федерального Закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" говорят о том, что субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные акты о рекламе согласно статье 14 Закона Российской Федерации "О рекламе". Речь идет о том, что субъекты, принимая такого рода акты, владеют, пользуются и распоряжаются своей муниципальной собственностью.
     Судебные органы в лице Московского городского суда и Верховного Суда Российской Федерации стоят на правильных позициях. Они считают, что Правительство Москвы, принимая такие акты, действует законно и в рамках своей компетенции.
     Во избежание недоразумений, надо быть корректными в употреблении терминологии. Например, в указанных Постановлениях Правительства Москвы заложено, что взыскание платы производится за оформление права на распространение рекламы. Некоторые субъекты полагают, что Правительство Москвы взимает деньги лишь за оформление права. Из этого делаются абсолютно неправильные и необоснованные выводы якобы о взыскании Правительством Москвы налогового сбора за право заключения договора.
     На самом деле речь идет об одном из условий договора - цене, которая наряду с предметом и сроком договора выступает существенным его условием. Поэтому такого рода акты тоже требуют совершенствования и корректировки, в которых надо прямо указать, что это плата не за оформление права, а за сдачу рекламных мест в аренду.
     При надлежащем понимании, Правительство Москвы эффективно реализует свои права и успешно их защищает в компетентных судебных органах. Незначительное изменение позволило бы избежать лишних затрат, отстаивая законность Постановлений и доказывая, что они являются таковыми и в судах, в том числе и в Верховном Суде Российской Федерации.
     Ряд постановлений Правительства Москвы требует корректировки и совершенствования, в том числе и Положение о порядке распространения средств наружной рекламы. С одной стороны, можно в каждый закон вносить изменения и дополнения с точки зрения сложившихся реалий сегодняшнего дня. С другой, инкорпорировать и систематизировать ряд нормативных и ненормативных актов Правительства Москвы и все это изложить в Законе "О внешнем облике столицы РФ - г. Москвы".
     Говоря о городской рекламе, следует отметить, что существуют проблемы и перспективы развития законодательства, регулирующего отношения в сфере рекламной деятельности. И они адекватно должны отражать те социально-экономические изменения, которые происходят в рекламном бизнесе. С развитием социально-экономических отношений в рекламе неизбежно должно осуществляться и совершенствование правового регулирования, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.




 
    Перейти к списку
бюллетеней научно-практического совета.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 933-4278; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru