Click here to enter English version.    

  
   

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 года по делу № 5382/00

 
  
     Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу № А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2000 по тому же делу.
     Заслушав и обсудив доклад судьи, объяснения представителей истца и ответчика и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
     Общество с ограниченной ответственностью «Оутдор Медиа Менеджмент» (далее – ООО «ОММ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – антимонопольное управление) о признании недействительным предписания последнего от 09.11.99 № 09-2094/59 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
     Решением от 15.12.99 исковое требование удовлетворено.
     Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 20.03.2000 решение оставил без изменения.
     В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
     Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
     Как видно из материалов дела, ООО «ОММ», являясь рекламораспространителем, разместило на улицах города Санкт-Петербурга наружную рекламу водки «Флагман», являющейся алкогольным продуктом с 40-процентным содержанием этилового спирта.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта») реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
     В связи с выявленным фактом нарушения указанной нормы Закона комиссией антимонопольного управления в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О рекламе» возбуждено и рассмотрено дело № 09-2053/97.
     Решением комиссии от 09.11.99 ООО «ОММ» признано совершившим данное правонарушение. На основании решения комиссии антимонопольным управлением принято оспариваемое предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
     Принимая решение о признании предписания недействительным, судебные инстанции исходили из того, что статья 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» применима только к тому кругу лиц и в той области деятельности, которые этим законом регулируются, и не распространяется на отношения, возникающие в сфере производства, изготовления и распространения рекламы, в связи с чем рекламораспространитель не может быть привлечен к ответственности за нарушение указанной нормы.
     Между тем в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
     При этом смысл статьи 3 Закона не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения этого Закона, и, следовательно, Закон не может применяться в отрыве от законодательства, регулирующего производство, размещение и распространение рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации.
     Из содержания статьи 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» следует, что данная норма устанавливает дополнительные к статье 16 Федерального закона «О рекламе» требования относительно мест распространения рекламы крепких алкогольных напитков, то есть регулирует правоотношения, возникающие в процессе распространения рекламы определенного вида товара, и, следовательно, в силу упомянутой статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является составной частью системы законодательства Российской Федерации о рекламе.
     ООО «ОММ» является рекламораспространителем алкогольной продукции (водки «Флагман»).
     Согласно статье 30 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
     Таким образом, требование антимонопольного управления к рекламораспространителю о снятии с распространения рекламы водки «Флагман» в местах, не отвечающих установленным требованиям, правомерно.
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187–189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.99 по делу № А56-29772/99 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2000 по тому же делу отменить.

     Обществу с ограниченной ответственностью «Оутдор Медиа Менеджмент» в удовлетворении иска о признании недействительным предписания от 09.11.99 № 09-2094/59 Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказать.


И.о. Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. Юков
 
   


Перейти к списку
обзоров судебной и судебно-арбитражной практики.
 
    Перейти на первую страницу.  
    Юридическая помощь.  
   
Перейти к другому разделу:
 
   
 
  
» 


Информация, опубликованная на нашем сайте не подлежит тиражированию и распространению. По всем вопросам, связанным с использованием материалов сайта, обращайтесь по телефону: (095) 251-07-43; или по e-mail: info@cpprd.ru
 
© 2000 Design by <.N.S.> webgroup@beep.ru